ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ. ДВИГАТЕЛЯ ТВЗ-117КМ

При подготовке двигателя к запуску необходимо про­вернуть несущие винты против хода их вращения и убе­диться во вращении свободной турбины каждого двигате­ля. Вращение свободной турбины свидетельствует о сцеп­лении муфты свободного хода и исправности всей кинема­тики. При расцеплении свободной турбины с несущими винтами во время запуска двигатель автоматически вык­
лючится по предельным оборотам свободной турбины, что потребует снятия двигателя с эксплуатации.

Запуск двигателя прекратить стоп-краном при зависа­нии оборотов турбокомпрессора более 3 с. Непрекращение запуска двигателя ведет к дальнейшему увеличению пода­чи топлива в двигатель по программе запуска при недо­статочном расходе воздуха. Температура газов резко ра­стет, что может привести к выходу двигателя из строя.

Запуск двигателя прекратить стоп-краном в случае нс — вращения несущих винтов при достижении оборотов тур­бокомпрессора, равных 25%. Невращение несущих винтов свидетельствует о рассоединении свободной турбины дви­гателя с редуктором. При непрекращении запуска обороты свободной турбины достигнут предельных оборотов, дви­гатель автоматически выключится, что ‘потребует снятия двигателя с эксплуатации.

При достижении оборотов турбокомпрессора не более 66—67% и неотключенин воздушного стартера (горит лам­па табло Рвозд ЗАПУСКА) немедленно нажать кнопку пре­кращения запуска для отключения воздушного стартера и выключить двигатель стоп-краном. Нсотключепие воздуш­ного стартера приведет к выходу его из строя от больших центробежных сил (частота вращения стартера будет больше 52 000 об/мин). Двигатель выключить для устра­нения неисправности.

При пробе двигателя срабатывание клапанов перепу­ска воздуха производится по приведенным оборотам тур­бокомпрессора. Физические обороты турбокомпрессора, за­меряемые по указателю для приведенных оборотов тур­бокомпрессора 81%, 83%, 87%, находят в зависимости от температуры наружного воздуха по формуле

Практически физические обороты турбокомпрессора от температуры наружного воздуха для данных приведенных оборотов, при которых срабатывают клапаны перепуска воздуха, находят по таблице Руководства по технической эксплуатации.

Выключение двигателя пожарным краном запрещает­ся, так как узлы топливной автоматики некоторое время работают без смазки, что приводит к выходу их из строя. После выключения двигателя пожарным краном топлив­
ная автоматика двигателя снимается с эксплуатации. За­пуск двигателя с закрытым пожарным крапом равнозна­чен останову двигателя пожарным краном. Двигатель вы­ключается пожарным краном только в случае нсвыклю — чения его стоп-краном.

После запуска двигателей командные рычаги управ­лення двигателями устанавливаются в положение АВТО­МАТ. При этом мощность обоих двигателей достаточна для вступления в работу регуляторов частоты вращения свободных турбин по автоматическому поддержанию по­стоянной частоты вращения несущих винтов на всех ре­жимах работы двигателей. На рулении и в полете команд­ные рычаги управления двигателями должны находиться в положении АВТОМАТ.

При отказе одного двигателя в полете командный ры­чаг управления исправным двигателем устанавливается вперед до упора за положение АВТОМАТ. Автоматиче­ского поддержания постоянной частоты вращения несу­щих винтов при этом не будет. Летчику загрузкой несу­щих винтов рычагом общего шага необходимо вручную поддерживать частоту вращения винтов постоянной, в до­пустимых іИнструкцисй пределах.

Зажигание лампы табло с зеленым светофильтром ИМ-47 ВКЛ. ЛЕВ. (ИМ-47 ВКЛ. ПРАВ.) на блоке свето — сигнализаторов верхнего пульта при температуре газов ни­же 955° С по указателю 2УТ-6К свидетельствует о зани­женной настройке регулятора температуры газов. Взлет­ная мощность двигателя при этом может быть занижена. Завышенная настройка регулятора температуры газов мо­жет привести к превышению температуры газов выше до­пустимой, а значит, регулятор температуры газов не испол­нит своего назначения.

При визуальном обнаружении обледенения вертолета в полете включать противообледенительную систему двига­телей запрещается из-за сброса льда в газовоздушный тракт двигателей, в результате чего они выходят из строя.